2.04 Mb.Название страница6/10Дата12.03.2012Размер2.04 Mb.Тип ... Смотрите также: 6 Тема 13. МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В основе мотивационной функции управления лежит доста]точно теорий мотивации. ^ Теория потребностей А. Маслоу. Потребность это физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо. Потребность невозможно непос]редственно наблюдать или измерять. О ее существова]нии можно только судить по поведению людей, посколь]ку именно потребности побуждают людей к соверше]нию определенных действий. Первым психологом, который обратил внимание руководителей на влияние потребностей на мотивацию персонала, был А. Маслоу, опубликовавший в 1943 г. работу "Теория человеческой мотивации". А. Маслоу разделил потребности на пять катего]рий: 1) физиологические (потребности в еде, одежде, жилище, необходимые для выживания); 2) безопасности и уверенности в будущем, вклю]чающие потребности в защите от физического и пси]хологического нападения окружающих; 3) социальные, т.е. потребности ощущать себя чле]ном какой-либо общности, иметь социальные контакты, чувствовать привязанность и поддержку; 4) уважения это потребность в признании лич]ных качеств или достижений; 5) самовыражения, т.е. потребность в реализации своих потенциальных возможностей, в становлении человека как личности. Согласно теории А. Маслоу, эти потребности можно расположить в виде иерархической структуры (рис. 13.1). Физиологические потребности и потребности бе]зопасности являются первичными, т.е. врожденными, или потребностями низших уровней. Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражения являются вторичными, т.е. приобре]тенными, или потребностями высших уровней. Согласно теории А. Маслоу, если у человека суще]ствуют две потребности разных уровней, то доминиру]ющей, т.е. определяющей его поведение, является по]требность более низкого уровня. Рис. 13.1. Иерархия потребностей согласно теории А. Маслоу Поскольку с интеллектуальным и духовным разви]тием человека потребности высших уровней постоян]но расширяются, то они никогда не могут быть полнос]тью удовлетворены, и поэтому мотивация поведения через потребности бесконечна. ^ Теория потребностей Д. Мак-Клелланда. Иной под]ход к классификации потребностей высших уровней предложил Д. Мак-Клелланд в работе "Два лица влас]ти" в 1970 г. Мак-Клелланд выделил три вида потребностей выс]ших уровней: власть, успех, причастность. ^ Потребность власти выражается в желании воз]действовать на других людей. Люди, испытывающие такую потребность, чаще проявляют себя как энергич]ные, не боящиеся конфронтации, стремящиеся отста]ивать собственную позицию. Они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Любая руководящая должность привлекает лю]дей с потребностью власти, поскольку она дает воз]можность реализовывать и проявлять власть. ^ Потребность успеха удовлетворяется не признани]ем успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения- Люди, испытывающие потребность в ус]пехе, предпочитают иметь дело с проблемами, при раз]решении которых могут взять ответственность на себя, но эти проблемы должны быть реально разрешимы, а поощрение за достигнутый результат конкретным и ощутимым. ^ Потребность причастности по своей сути сов]падает с социальной потребностью согласно теорий А. Маслоу. Теория ERG. Дальнейшее развитие теории потреб]ностей было предложено Ч. Альдерфером в 1972 г. в работе "Существование, причастность и рост: Челове]ческие потребности в организации". Альдерфер выделил три уровня потребностей: 1) E (existence) потребности существования, т.е. потребности, связанные с выживанием и воспроизвод]ством человека; 2) R (relatedness) потребности причастности, ко]торые могут быть удовлетворены за счет общения с дру]гими людьми, ощущения уважения с их стороны; 3) G (growth) потребности личностного роста, например потребности в приобретении новых зна]ний, в самоуважении и др. По сравнению с Маслоу Альдерфер делает мень]ший упор на строгую иерархичность порядка удовлет]ворения потребностей, т.е. потребности разных уров]ней могут в одинаковой степени и одновременно вли]ять на поведение людей. Если потребности высоких уровней по каким-то причинам не могут быть удовлет]ворены, то это может компенсироваться удовлетворени]ем потребностей более низкого уровня. Данное положе]ние очень важно для руководителей, стремящихся сти]мулировать своих сотрудников: если выполняемая ра]бота не позволяет удовлетворить потребности личнос]тного роста, то более важными становятся социальные потребности, если же не могут реализоваться и они, то усиливаются потребности существования. ^ Двухфакторная теория мотива
Тема 13. МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА - Сущность и содержание менеджмента Понятие управления
Комментариев нет:
Отправить комментарий